Война 1812 года.
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
Второе Поле ратной славы России – Бородинская битва
историческая игра
8 класс
Богородицкая Т.И.
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 30»
Старый Оскол
2016
Цели:
1. Продолжить формирование представлений о ходе военных действий во время Отечественной войны 1812г.
2. Выяснить причины победы России войне.
3. Развивать навыки самостоятельной работы с материалом, анализа источников, работы с картой.
4. На примере героической обороны русских войск прививать чувство патриотизма и долга перед страной.
Оборудование: карта Отечественной войны 1812 г.; схема Бородинского сражения; портреты Александра I, М.И. Наполеона, игра проходит в зале « Три Поля ратной славы Росси».
Предварительная подготовка: в игре участвуют два класса;
Каждому классу даётся задание ознакомиться с материалом, касающимся Отечественной войны, выбрать команду 6 человек, командира, подготовить приветствие команды.
Ход игры:
Ведущий. В июне 1812 года в пределы России вторглась армия непобедимая армия , во главе которой стоял Наполеон Бонапарт. Для нашего народа эта война стала Отечественной, в ней решалась судьба России...
Русские армии, соединившись под Смоленском, продолжали отступать. Назначенный главнокомандующим русской армией М. И. Кутузов выбрал позицию для генерального сражения близ села Бородино. Бородинское сражение навсегда вошло в историю как пример героизма русских воинов и их любви к своей стране, а Бородинское поле стало полем русской воинской славы.
Выборы жюри.
I этап игры – приветствие команд (2 балла)
II этап игры - Разминка
Командам предлагается привести 3-5 пословиц, в которых упоминается Родина, родная сторона. ( 1 пословица – 1 балл)
III этап игры - Подготовка к сражению
(3 мин на размышление, 5 баллов)
Задание первой команде:
В донесении Александру I от 23 августа М. И. Кутузов от мечал, что позиция при деревне Бородино в 12 верстах вперед Можайска — одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно...
Объясните выбор данной позиции. Приведите не менее трех доводов.
(Ответ: высокий берег реки Колочи прикрывал правый фланг позиции, левый фланг упирался в Утицкий лес. Высоты позволяли выгодно разместить артиллерию. Лесной массив в тылу скрывал расположение резервов. Позиция закрывала новую и старую Смоленские дороги, ведущие на Москву.)
Задание второй команде:
Охарактеризовать цели сторон в сражении.
(Ответ: цель Наполеона — разгромить в генеральном сражении русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Цель Кутузова — измотать и остановить наступление французов и защитить Москву.)
IV этап игры – Бородинская битва
(5 мин, 5 баллов)
Командам раздаются карты-схемы сражения, на которые не нанесены обозначения. Задача участников игры — обозначить на схеме расположение русской армии на Бородинском поле.
В ответе обязательно пояснение терминов «редут» и «флеши».
V этап – литературный конкурс
(3 мин, 4 балла)
Командам предлагается по 2 фрагмента из стихотворений и перечень имён. Они должны выбрать, кому эти строки посвящены.
Перечень имен: М. И. Кутузов, П. И. Багратион, М. Б. Барклай де Толли, Н. Н. Раевский.
Задание первой команде:
Фрагмент 1
Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой...
Всё спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столбов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.
Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной Екатерининских орлов.
В твоем гробу восторг живет!
Он русской глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал — и спас...
(А. С. Пушкин)
Фрагмент 3
Когда все русское за родину стремилось,
Он двинулся с мечом — и пал — и стихнул гром. Герой!
Отечество в тебе одном Ста тысячи сынов лишилось!
(«Русский вестник», 1812)
Задание второй команде:
Фрагмент 2
О, вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
И тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал...
И долго, укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
И на полупути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко, —
И в полковых рядах сокрыться одиноко.
Там, устарелый вождь, как ратник молодой,
Свинца веселый свист заслышавший впервой,
Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, — Вотще! —
(А. С. Пушкин)
Фрагмент 4
<...> слава наших дней,
Хвала! Перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами.
(В. А. Жуковский)
(Ответ: фрагмент 1 — о Кутузове; 2 — о Барклае де Толли; 3 — о Багратионе; 4 — о Раевском)
VI этап - конкурс интеллектуалов
(5 мин, 5 баллов)
Командам даётся по 1 документу с вопросами , на которые нужно найти ответы в документе и применить свои знания.
Задание первой команде:
1 документ.
Из донесения М.И. Кутузова Александру! о сражении при Бородине (август 1812 г.)
Вопросы и задания к документу:
- О каком моменте сражения говорится в документе?
- Какое значение, по мнению Кутузова, имело Бородинское сражение?
- Можно ли считать, что в документе сообщается о победе русских войск? Свой ответ аргументируйте.
- Почему вопрос об итогах Бородинского сражения является дискуссионным? В чем суть разных точек зрения?
Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левой наш фланг уничтоженными, обратил все свое внимание на центр наш, противу коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганскую батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий. В сем случае генерал-майор Лихачев был ранен тяжело и взят в плен. Кавалерия неприятельская, овладев курганом, в больших силах бросилась отчаянно на пехоту 4-го корпуса и 7-й дивизии, но была встречена кавалергардским и конногвардейским полками под командою генерал-майора Шевича; полки сии, имея против себя несоразмерность сил неприятельской кавалерии, с необыкновенным мужеством остановили предприятие ее, и, быв подкреплены некоторыми полками 2-го и 3-го кавалерийских корпусов, атаковали тотчас неприятельскую кавалерию и, опрокинув ее совершенно, гнали до самой пехоты.
Правой и левой фланги нашей армии сохраняли прежнюю позицию; войски, в центре находящиеся под командою генерала от инфантерии Милорадовича, заняли высоту, близ кургана лежащую, где, поставя сильные батареи, открыли ужасный огонь на неприятеля. Жестокая канонада с обеих сторон продолжалась до глубокой ночи. Артиллерия наша, нанося ужасный вред неприятелю цельными выстрелами своими, принудила неприятельские батареи замолчать, после чего вся неприятельская пехота и кавалерия отступила. Генерал-адъютант Васильчиков с 12-ю пехотною дивизией до темноты ночи был сам со стрелками и действовал с особенным благоразумием и храбростию.
Таким образом, войски наши, удержав почти все свои места, оставались на оных.
Я, заметя большую убыль и расстройство в баталионах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войски на высоту, близ Можайска лежащую.
По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показанию пленных неприятель потерял убитыми ранеными 42 генерала, множество штаб- и обер-офицеров и за 40 тыс. рядовых; с нашей стороны потеря состоит до 25 тыс. человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.
Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого.
Задание второй команде:
Денис Давыдов о причинах гибели французской армии
Вопросы и задания к документу
1. Определите главную идею фрагмента.
2. Что, на ваш взгляд, заставило автора обратиться к этой теме?
3. Какие причины поражения наполеоновской армии называет Д. Давыдов? Какие из них он считает главными? Дополните этот перечень.
- В чем значение воспоминаний Д. Давыдова о войне 1812 года?
...подведя к одному знаменателю все три причины гибели французской армии, мы видим, что гибель произошла, как я выше сказал, из отстранения неприятельских сил Кутузовым от изобильного края, по которому хотели они следовать; от обращения их на путь опустошенный; от успешного действия легкой нашей конницы, отнявшей у ней обозы с пищею и не позволявшей ни одному солдату уклоняться с большой дороги для отыскания пищи и убежища; наконец, от флангового марша нашей армии, который угрожал Наполеону пресечением единственного пути отступления.
Но неужели можно ограничить гибель французской армии этими причинами? Если б было так, то ни одно ружье, ни одна пушка в русской армии не закоптились бы порохом; ни одна сабля, ни одна пика не облились бы кровью неприятельской,— а мы помним кровопролитные битвы под Тарутиным 6 октября, под Малоярославцем 12 октября и под Красным 5 и 6 ноября; я не говорю уже о каждодневных сшибках неприятеля с отдельными отрядами и даже с корпусами нашими...
Доказано уже, что в течение двадцати шести дней, составляющих первую эпоху, мороз от двенадцати до семнадцати градусов продолжался не более трех или пяти суток, а во второй — мороз достиг от двадцати до двадцати пяти градусов и продолжался двадцать два дня, почти беспрерывно.
Так, в первой эпохе влияние холода было весьма слабо на неприятельскую армию; во второй — истинно для нее губительно.
Но дело в том, что уже в конце первой эпохи, то есть уже у берегов Березины, армии не существовало: я говорю об армии в смысле военном, об армии, вооруженной, устроенной, твердой чинопослушанием и, следственно, способной к стройным движениям и битвам. Единая часть ее, еще находившаяся в этом положении, состояла из корпусов Удино и Виктора, пришедших от Полоцка, совершивших свой переход в одно время с главною армиею, которая бежала от Москвы к Березине подобно ей, перенесших трех- или пятисуточный мороз и нимало не потерявших от этого ни своего устройства, ни числительной силы, потому что причины, разрушившие и устройство и числительную силу главной армии, не существовали при отступлении корпусов Удино и Виктора. Когда подошла вторая эпоха, то есть когда все эти войска перешли за Березину и настала смертоносная стужа, тогда, как я сказал, армии, в смысле военном, уже не существовало, и ужасное явление природы губило уже не армию, способную маневрировать и сражаться, а одну сволочь, скитавшуюся без начальства, без послушания,, без устройства, даже без оружия….
Игра со зрителями: (один балл команде за каждый правильный ответ)
Кто больше назовёт героев Отечественной войны 1812 года.
Назовите имена французских полководцев, участников Бородинской битвы.
Подведение итогов, награждение
|