Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [25]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 8

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 10.05.2024, 01:13
Приветствую Вас Гость | RSS
МО учителей истории и обществознания
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Богородицкая Т.И. Историческая игра, 8 класс. Второе ратное поле России

Война 1812 года.

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второе Поле ратной славы России – Бородинская битва

историческая игра

8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богородицкая Т.И.

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 30»

 

 

 

 

 

 

 

 

Старый Оскол

 

2016

 

Цели:

     1. Продолжить формирование представлений о  ходе  военных дейст­вий  во время Отечественной войны 1812г.

2. Выяснить  причины  победы России войне.

3.  Развивать навыки самостоя­тельной работы с материалом, анализа источников, работы с кар­той.

4.  На примере героической обороны русских войск прививать чувство патриотизма и долга перед страной.

Оборудование:   карта Отечественной войны 1812 г.;  схема  Бо­родинского сражения; портреты Александра I,  М.И.   Наполеона,  игра проходит в  зале    « Три Поля ратной славы Росси».

Предварительная подготовка: в игре участвуют  два класса;

 Каждому  классу   даётся задание   ознакомиться с материалом, касающимся Оте­чественной войны, выбрать команду 6 человек, командира, подготовить приветствие команды.

 

Ход    игры:

Ведущий.  В июне 1812 года в пределы России вторглась армия  непобедимая   армия , во главе которой стоял Наполеон Бонапарт. Для нашего народа эта война стала Отечественной, в ней решалась судьба России...

Русские армии, соединившись под Смоленском, продолжали отступать. Назначенный главнокомандующим русской армией М. И. Кутузов выбрал позицию для генерального сражения близ села Бородино. Бородинское сражение навсегда вошло в историю как пример героизма русских воинов и их любви к своей стране, а Бородинское поле стало полем русской воинской славы.

Выборы жюри.

I   этап игры – приветствие команд       (2 балла)

II   этап игры - Разминка

Командам предлагается привести 3-5 пословиц, в которых упоминается Родина, родная сторона.                              ( 1 пословица – 1 балл)

III этап игры - Подготовка к сражению

(3 мин на размышление, 5 баллов)

 Задание  первой  команде:

В донесении Александру I от 23 августа М. И. Кутузов от мечал, что позиция при деревне Бородино в 12 верстах вперед Можайска — одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно...

Объясните выбор данной позиции. Приведите не менее трех доводов.

(Ответ: высокий берег реки Колочи прикрывал правый фланг позиции, левый фланг упирался в Утицкий лес. Высоты позволяли выгодно разместить артиллерию. Лесной массив в тылу скрывал расположение резервов. Позиция закрывала новую и старую Смоленские дороги, ведущие на Москву.)

Задание второй команде:

Охарактеризовать цели сторон в сражении.

(Ответ: цель Наполеона — разгромить в генеральном сраже­нии русскую армию и заставить Россию заключить выгод­ный для него мир. Цель Кутузова — измотать и остановить наступление французов и защитить Москву.)

 

IV этап игры – Бородинская битва

(5 мин, 5 баллов)

Командам раздаются карты-схемы сражения, на которые не нанесены обозначения. Задача участников игры — обозначить на схеме расположение русской армии на Бородинском поле.

В ответе обязательно пояснение терминов «редут» и «флеши».

V этап – литературный конкурс

(3 мин, 4 балла)

 

Командам предлагается по 2 фрагмента из стихотворений и перечень имён. Они должны выбрать, кому эти строки посвящены.

         Перечень имен: М. И. Кутузов, П. И. Багратион, М. Б. Бар­клай де Толли, Н. Н. Раевский.

Задание первой команде:

Фрагмент 1

Перед гробницею святой

 Стою с поникшею главой...

Всё спит кругом; одни лампады

 Во мраке храма золотят

Столбов гранитные громады

 И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,

 Сей идол северных дружин,

 Маститый страж страны державной,

 Смиритель всех ее врагов,

 Сей остальной из стаи славной Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!

Он русской глас нам издает;

Он нам твердит о той године,

 Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

 «Иди, спасай!» Ты встал — и спас...

                                                     (А. С. Пушкин)

Фрагмент 3

Когда все русское за родину стремилось,

 Он двинулся с мечом — и пал — и стихнул гром. Герой!

 Отечество в тебе одном Ста тысячи сынов лишилось!

                                                       («Русский вестник», 1812)

 

Задание второй команде:

Фрагмент 2

О, вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:

 Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

 Непроницаемый для взгляда черни дикой,

 В молчанье шел один ты с мыслию великой,

 И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

И тот, чей острый ум тебя и постигал,

 В угоду им тебя лукаво порицал...

 И долго, укреплен могущим убежденьем,

Ты был неколебим пред общим заблужденьем;

И на полупути был должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко, —

 И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там, устарелый вождь, как ратник молодой,

Свинца веселый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, — Вотще! —

                                                                 (А. С. Пушкин)

Фрагмент 4

<...> слава наших дней,

Хвала! Перед рядами

 Он первый грудь против мечей

 С отважными сынами.

                                                              (В. А. Жуковский)

(Ответ: фрагмент 1 — о Кутузове; 2 — о Барклае де Толли; 3 — о Багратионе; 4 — о Раевском)

 

VI  этап  -  конкурс интеллектуалов

(5 мин, 5 баллов)

 

Командам даётся по 1 документу с вопросами , на которые нужно найти ответы в документе и применить свои знания.

 

Задание первой команде:

1 документ.

Из донесения М.И. Кутузова Александру! о сражении при Бородине (август 1812 г.)

Вопросы и задания к документу:

  1. О каком моменте сражения говорится в документе?
  2. Какое значение, по мнению Кутузова, имело Бородинское сраже­ние?
  3. Можно ли считать, что в документе сообщается о победе русских войск? Свой ответ аргументируйте.
  4. Почему вопрос об итогах Бородинского сражения является дис­куссионным? В чем суть разных точек зрения?

Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левой наш фланг уничтоженными, обратил все свое внимание на центр наш, противу коего, собрав боль­шие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганскую батарею; битва была наикровопролитнейшая, не­сколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий. В сем случае генерал-майор Лихачев был ранен тяжело и взят в плен. Кавалерия неприятельская, ов­ладев курганом, в больших силах бросилась отчаянно на пехоту 4-го корпуса и 7-й дивизии, но была встречена кавалергардским и конногвардейским полками под командою генерал-майора Шевича; полки сии, имея против себя несоразмерность сил неприятельской кавалерии, с необыкновенным мужеством остановили предприятие ее, и, быв подкреплены некоторыми полками 2-го и 3-го кавалерийских корпусов, атаковали тотчас неприятельскую кавалерию и, опрокинув ее совершенно, гнали до самой пехоты.

Правой и левой фланги нашей армии сохраняли прежнюю позицию; войски, в центре находящиеся под командою генерала от инфантерии Милорадовича, заняли высоту, близ кургана ле­жащую, где, поставя сильные батареи, открыли ужасный огонь на неприятеля. Жестокая канонада с обеих сторон продолжалась до глубокой ночи. Артиллерия наша, нанося ужасный вред не­приятелю цельными выстрелами своими, принудила неприятель­ские батареи замолчать, после чего вся неприятельская пехота и кавалерия отступила. Генерал-адъютант Васильчиков с 12-ю пехотною дивизией до темноты ночи был сам со стрелками и действовал с особенным благоразумием и храбростию.

Таким образом, войски наши, удержав почти все свои места, оставались на оных.

Я, заметя большую убыль и расстройство в баталионах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил непри­ятеля, для соединения армии оттянул войски на высоту, близ Можайска лежащую.

По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показанию пленных неприятель потерял убитыми ранеными 42 генерала, множество штаб- и обер-офицеров и за 40 тыс. рядовых; с нашей стороны потеря состоит до 25 тыс. человек, в числе коих 13 ге­нералов убитых и раненых.

Сей день пребудет вечным памятником мужества и отлич­ной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого.

 

Задание второй команде:

 

Денис Давыдов    о причинах гибели французской армии

Вопросы и задания к документу

1. Определите главную идею фрагмента.

2. Что, на ваш взгляд, заставило автора обратиться к этой теме?

3. Какие причины поражения наполеоновской армии называет Д. Давыдов? Какие из них он считает главными? Дополните этот перечень.

  1. В чем значение воспоминаний Д. Давыдова о войне 1812 года?

...подведя к одному знаменателю все три причины гибели французской армии, мы видим, что гибель произошла, как я выше сказал, из отстранения неприятельских сил Кутузовым от изобильного края, по которому хотели они следовать; от обра­щения их на путь опустошенный; от успешного действия легкой нашей конницы, отнявшей у ней обозы с пищею и не позволявшей ни одному солдату уклоняться с большой дороги для отыскания пищи и убежища; наконец, от флангового марша нашей армии, который угрожал Наполеону пресечением единственного пути отступления.

Но неужели можно ограничить гибель французской армии этими причинами? Если б было так, то ни одно ружье, ни одна пушка в русской армии не закоптились бы порохом; ни одна сабля, ни одна пика не облились бы кровью неприятельской,— а мы помним кровопролитные битвы под Тарутиным 6 октября, под Малоярославцем 12 октября и под Красным 5 и 6 ноября; я не говорю уже о каждодневных сшибках неприятеля с отдельными отрядами и даже с корпусами нашими...

Доказано уже, что в течение двадцати шести дней, составля­ющих первую эпоху, мороз от двенадцати до семнадцати градусов продолжался не более трех или пяти суток, а во второй — мороз достиг от двадцати до двадцати пяти градусов и продолжался двадцать два дня, почти беспрерывно.

Так, в первой эпохе влияние холода было весьма слабо на неприятельскую армию; во второй — истинно для нее губитель­но.

Но дело в том, что уже в конце первой эпохи, то есть уже у берегов Березины, армии не существовало: я говорю об армии в смысле военном, об армии, вооруженной, устроенной, твер­дой чинопослушанием и, следственно, способной к стройным движениям и битвам. Единая часть ее, еще находившаяся в этом положении, состояла из корпусов Удино и Виктора, пришедших от Полоцка, совершивших свой переход в одно время с главною армиею, которая бежала от Москвы к Березине подобно ей, перенесших трех- или пятисуточный мороз и нимало не поте­рявших от этого ни своего устройства, ни числительной силы, потому что причины, разрушившие и устройство и числительную силу главной армии, не существовали при отступлении корпусов Удино и Виктора. Когда подошла вторая эпоха, то есть когда  все эти войска перешли за Березину и настала смертоносная стужа, тогда, как я сказал, армии, в смысле военном, уже не  существовало, и ужасное явление природы  губило уже  не армию, способную маневрировать и сражаться, а одну сволочь, скитавшуюся без начальства, без послушания,, без устройства, даже без оружия….

 

 

Игра со зрителями: (один балл команде за каждый правильный ответ)

Кто больше назовёт   героев Отечественной войны 1812 года.

Назовите имена французских полководцев, участников Бородинской битвы.

 

 

Подведение итогов, награждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наполеон I. Гравюра неизв. автора. 1810-е гг.

Категория: Мои статьи | Добавил: kretoff22 (31.08.2016)
Просмотров: 496 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024