Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [25]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 8

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 10.05.2024, 05:50
Приветствую Вас Гость | RSS
МО учителей истории и обществознания
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Применение информационных технологий в проектно-исследовательской деятельности обучающихся по изучению истории малой Родины, Н. Н. Шкирман

Шкирман Н. Н.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»


Общая цель нашей сегодняшней встречи – обсуждение важнейших теоретических и практических вопросов совершенствования системы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Патриотизм, согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству. Это определение для нас, педагогов, сформулировали доктора педагогических наук, профессоры кафедр педагогики, доценты, ведущие в России специалисты по проблемам в образовании, одним словом авторы вышеупомянутой Концепции.

А что значат слова «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» для тех ради кого мы здесь собрались, для современных школьников? Среди своих обучающихся разных ступеней мы провели выборочное анкетирование и попросили ответить на два открытых вопроса:

  • В чем проявляется патриотизм?

  • Выгодно ли быть патриотом в наше время?

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое «обдуманное» мнение на этот счет.

Проанализировав полученные данные, получили интересные ответы.

ОТВЕТЫ НА ПЕРВЫЙ ВОПРОС:

  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее.

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он, молча, хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям.

  • Патриотизм проявляется в способности гордиться своей страной, защищать ее ценности, в первую очередь свободу и независимость, чтить и хранить вековые традиции, не смотря ни на что.

ОТВЕТЫ НА ВТОРОЙ ВОПРОС:

  • 6 % опрошенных сказали, что «… патриотом быть сегодня не выгодно, но нужно…».

  • 25 % ответили, что они не патриоты и патриотизм как таковой сегодня отсутствует1.

  • Столько же заявили, что патриотом быть выгодно.

  • Остальные подвергли критике данный вопрос и приводили следующие аргументы.

    • «… здесь нет никакой выгоды, либо человек патриот, либо – нет…»,

    • «… патриотом нужно быть всегда…»,

    • «… Выгодной может быть сделка, но не как, ни патриотизм…»,

    • «… Патриот не должен искать выгоду в отношениях со своей Родиной…»,

    • «… О какой выгоде может идти речь? Знаю только одно, что патриотом быть нужно…».

Общеобразовательные учреждения, т. е мы с Вами, согласно упомянутой выше Концепции, должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Я, как учитель области обществоведческих дисциплин, не буду спорить с тем, что в большей степени ответственность за воспитание гражданина и патриота лежит на наших плечах.

Школьное историческое образование в России является неотъемлемой частью российского общего образования.

Одной из пяти задач новых стандартов является «формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире2». А личностный результат работы над данной задачей заключается в «осознании своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности3».

Путь решения названной задачи возможен через разработанную еще в 1990-е гг. трехкомпонентную модель построения Государственного образовательного стандарта общего образования, который включает в себя федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения в их целостном единстве. Применительно к учебной дисциплине «История» – федеральный, региональный и историческое краеведение соответственно.

Что такое краеведение – это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушёл, оставив след в истории своей малой Родины.

Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений, представители старшего поколения с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь. А я ловлю себя на мысли, что они – это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике.

И еще, наверное, главное. У поколения моих учеников много проблем, очень много соблазнов – велико желание подстроиться под среду и на все вопросы давать подслушанный ими где-то ответ: «Не я такой – жизнь такая». Объясняю, жизнь – она всегда – жизнь, какой она будет выбирать тебе. Моя задача вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину. И помочь может в этом, по моему мнению, школьное краеведение.

В тоже время специфика современной системы образования состоит не столько в том, чтобы передать учащимся как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить их добывать эти знания и ориентироваться в обширном море информации. Позволяет решить все поставленные выше задачи применение информационных технологий в проектно-исследовательской деятельности обучающихся по изучению истории малой Родины.

Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности позволяет:

  • повысить мотивацию учебной деятельности;

  • привлечь школьников к процессу активного получения и применения знаний;

  • использовать широкую базу информационных источников;

  • сделать проекты более полными, всесторонними, наглядными и яркими;

  • научить планированию собственной деятельности и оценке её результатов.

Кроме этого информационные технологии особенно активно используются на таких этапах работы над проектом как описание проектного продукта и презентация проекта.

Как правило, самым увлекательным в работе над проектом является создание проектного продукта. Здесь учащиеся обычно проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. Проектный продукт является воплощением результата работы, найденного автором способа решения исходной проблемы проекта. Формы возможных продуктов проектной деятельности разнообразны:

  • Web-сайт;

  • Видеофильм;

  • Игра, мультимедийный продукт;

  • Анализ данных социологического опроса;

  • Сравнительно-сопоставительный анализ;

  • Атлас, карта, учебное пособие;

  • Выставка;

  • Газета, журнал, справочник;

  • Костюм, модель, коллекция;

  • Музыкальное или художественное произведение;

  • Постановка, праздник;

  • Экскурсия, поход;

  • Законопроект и т. д.

Несколько подробнее остановлюсь на создании видеофильмов. Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. В нашей копилке видеоматериалов есть ролик, подготовленный Калиниченко Ксенией, ученицей 10 «Б» класса, в котором непосредственный участник Афганского конфликта её отец делится своими воспоминаниями о том времени.

Значимость применения таких роликов на уроках неоспорима, это позволяет не только, используя метод ретроспективы, перенестись назад, почувствовать дух времени, но и, самое главное, осознать все полноту ответственности перед старшим поколением. Если наши родные, близкие, знакомые внесли такой огромный вклад в жизнь Отечества, то как же мы? Мы не можем их подвести. И тогда такая история становится более понятной и близкой.

Сегодня Старооскольский городской округ представляет собой уникальную, динамично развивающуюся часть Белгородского региона, на территории которого расположено множество объектов, способных привлечь внимание учащихся. Но наиболее эффективно, на мой взгляд, решить задачи патриотического воспитания позволяет тема Великой Отечественной войны.

Однажды, у нас в руках оказался небольшой «Сборник коротких произведении сатиры против фашистов» из архива старооскольского краеведа Николая Никифоровича Белых, датируемый 1943 годом. На последней странице этого сборника помещено стихотворение «Эхо»:

«– Что немцам досталось вместо победы?

– Беды!

– Чем для немцев был Сталинград?

– Ад!

– Что дал немцам Старый Оскол?

– Кол!

– Чего боится фашист-немчура?

– Ура!»

Прошло 69 лет с той памятной для старооскольцев зимы 1943 года. Как известно, на войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. В русской армии одной из таких отдушин всегда был фольклор – живое солдатское слово. И вот сегодня мы завершаем работу над фильмом «Когда говорят пушки, музы молчат?» (о фронтовом фольклоре как историческом источнике).

А в качестве примера применения информационных технологий в проектно-исследовательской деятельности обучающихся по изучению истории малой Родины мы хотели бы продемонстрировать еще один наш видеофильм «Семнадцать, не признавших арифметики» (о подвиге 17 героев-бронебойщиков).

Таким образом, краеведение является мощным и достаточно всеобъемлющим фактором патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. Потенциал его в современном образовательном пространстве ещё до конца не раскрыт. Однако то, что краеведческая работа базируется не на абстрактных и отвлечённых фактах социальной и культурной жизни, на близком, понятном, очевидном материале, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с «большой» и «малой» историей родной земли, делает краеведение очень доступным, сердечно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зрелой и гармонично развитой личности.

1 Среди давших, подобные ответы, лица только мужского пола.

2 Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: проект. – М. : Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения)

3 Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: проект. – М. : Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения)

Категория: Мои статьи | Добавил: kretoff22 (09.01.2014) | Автор: Наталия Николаевна Шкирман E
Просмотров: 860 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024