Организационный
момент,
включающий:
• постановку цели, которая должна
быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть
сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
• определение целей и
задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
· определение
методов организации работы учащихся на
начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока
(с учетом реальных особенностей класса, с которым работает
педагог).
Альтернативный
вариант проведения данного этапа урока:
·
моделирование
проблемной ситуации и выход на проблему урока;
|
Регулятивные УУД:
постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности –
индивидуальной и коллективной
§
и др.
Познавательные
(общеучебные и логические):
определять проблему, цели;
§
и др.
|
Учебник, название §, печатные материалы,
ссылки на интернет-источники, CD, DVD диски и т.п.
|
Опрос учащихся по заданному материалу),
включающий:
определение целей,
которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут
учащимися);
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на
данном этапе урока;
• определение методов, способствующих решению поставленных
целей и задач;
• определение возможных действий педагога в случае, если ему
или учащимся не удается достичь
поставленных целей;
• определение методов мотивирования
(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
• определение методов и
критериев
оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Возможен другой вариант – этап актуализации и
составления плана урока, включающий:
·
проведение
АКТУАЛИЗАЦИИ:
Что мы уже знаем по
этой проблеме? (диалог в виде мозгового штурма или выполнение ряда заданий по
изученному материалу);
·
составление ПЛАНА:
Что нам надо узнать,
чтобы решить проблему? (диалог, определяющий последовательность действий на
уроке).
|
Регулятивные:
§
планирование последовательности деятельности,
прогнозирование её результатов);
§
контролировать и оценивать достигнутые
результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;
§
волевая саморегуляция (способность к
преодолению препятствий).
§
и др.
Коммуникативные:
§
аргументировать свое мнение;
§
и др.
Познавательные
(общеучебные и логические):
·
перерабатывать, систематизировать информацию и
предъявлять её разными способами
§
и др.
§
|
|
Изучение нового учебного материала.
Данный этап предполагает:
• постановку
конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном
этапе урока);
• определение целей и
задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
• изложение основных
положений
нового учебного материала,
который должен быть освоен учащимися;
• определение форм и
методов изложения (представления) нового учебного материала;
• определение основных
форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с
учетом особенностей класса,
в котором работает педагог;
• методов мотивирования
(стимулирования) учебной активности учащихся
в ходе освоения нового учебного материала
Альтернативный вариант проведения данного
этапа урока: поиск решения проблемы (открытие нового знания учениками).
1. Формулирование
учителем своего вывода по проблеме (правило, алгоритм, понятие, описание
закономерности), к которому с его помощью смогут прийти ученики. (Примечания:
а) вывод может отличаться от текста учебника, б) на уроке ученики могут
прийти к неожиданному для учителя, но верному выводу)
2. Выбор
таких источников информации для
решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода,
формулировки нового знания. Например:
Материал для наблюдения:
текст, ситуация, где выражено новое знание.
Тексты учебника (в т.ч.
таблицы, схемы, рисунки с подписями), из которых можно логически вывести -
признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для
своей оценки и т.п.
(Так в текстах учебников истории закономерности не перечислены, а
даны в подтексте).
3.
Построение диалога
по поиску решения проблемы на основе наблюдения или чтения текста. Типы
диалога:
Подводящий
Цепочка,
вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых
предсказуем (развитие логики).
Побуждающий
Ряд
вопросов, на которые возможны разные варианты ответа – гипотезы решения
(развитие творчества).
4.
Составление примерного опорного сигнала (схемы, набора
тезисов, таблица и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия
учениками нового знания или его элементов.
|
Предметные цели – формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил,
законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в
изучаемой области.
§
и др.
Регулятивные УУД:
§
волевая саморегуляция (способность к
преодолению препятствий).
и др.
Познавательные
УУД (общеучебные и логические):
§
строить логическую цепь рассуждения
(выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.);
·
наблюдение
·
слушание
и др.
Коммуникативные
УУД:
§
владеть всеми видами деятельности;
§
вступать в диалог;
§
участвовать в коллективном обсуждении;
§
аргументировать свое мнение;
§
строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;
§
корректировать поведение;
§
осуществлять контроль;
§
и др.
|
|
Закрепление учебного материала,
предполагающее:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном
этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит
перед собой учитель на данном этапе урока;
• определение форм и методов достижения поставленных целей в
ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных
особенностей
учащихся,
с которыми работает педагог.
• определение критериев, позволяющих
определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
• определение возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель
определяет,
что часть учащихся не освоила новый
учебный материал.
Альтернативный
вариант проведения этапа закрепления нового материала:
Применение
нового знания.
Подбор заданий, требующих от ученика применить
новое знания (алгоритм, правило, понятие, закономерность) в работе по
образцу, а затем – самостоятельно в новой ситуации.
|
Регулятивные УУД:
§
волевая саморегуляция (способность к
преодолению препятствий);
§
контролировать и оценивать достигнутые
результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;
§
самоконтроль.
Познавательные
УУД (общеучебные и логические):
§
выполнять логические операции: сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под
понятие и др.;
Коммуникативные
УУД:
§
участвовать в коллективном обсуждении;
§
аргументировать свое мнение;
§
осуществлять контроль;
§
и др.
|
|
Задание на дом, включающее:
• постановку целей самостоятельной
работы для учащихся (что
должны
сделать учащиеся в ходе выполнения
домашнего задания);
• определение целей, которые
хочет
достичь учитель, задавая
задание на
дом;
• определение и разъяснение учащимся
критериев успешного выполнения
домашнего задания.
|
Регулятивные УУД:
·
самоконтроль.
|
|